Допустим, что Вы уже научились правильно держать гитару в руках, а сама гитара у вас правильно настроена.

   Для начала рассмотрим приём звукоизвлечения под названием "переменный штрих". Заключается он в том, что медиатор должен совершать удары по струне поочередно - вверх (u) и вниз (d). Следует обязательно чередовать удары u и d, иначе это будет уже не переменный штрих. Попробуйте сыграть переменным штрихом следующее упражнение. Следите за штрихом медиатора (он указан над таблатурой):

   d u d u d u d u d u d u d u d u d u d
e:-------------5-7-8-7-5-----------------
B:-------5-7-8-----------8-7-5-----------
G:-4-5-7-----------------------7-5-4-5-7-...

   Следите, чтобы ноты имели одинаковые длительности и громкости. Hачните играть медленно и четко, постепенно увеличивая темп. Очень полезным было бы поиграть под метроном. Если вы уже освоили это упражнение, перейдем к более сложному. Оно требует большей концентрации и внимательности. Опять же не забывайте следить за штрихом медиатора и за тем, чтобы ноты звучали как можно более ровно:

   d u d u d u d u d...
e:---7-------4-------7-------4------
B:-5---5-4-5---5-4-5---5-4-5---5-4-5...

   Сконцентрируйтесь на том, чтобы ноты на первой струне брать именно ударом медиатора "вверх".

   Теперь рассмотрим несколько аппликатур наиболее часто исползуемых гамм. Вот аппликатура ля-минорной пентатоники:

e:---------------------5-8-
B:-----------------5-8-----
G:-------------5-7---------
D:---------5-7-------------
A:-----5-7-----------------
E:-5-8---------------------

   Если сдвинуть эту аппликатуру на один лад "вверх" по грифу, получится пентатоника ля-диез-минор. Еще на один лад - си-минор и т.д. То же самое относится и ко всем другим аппликатурам на гитаре. Отсутствие разделения нот на "черные" и "белые", как на фортепиано, позволяет легко перемещать аппликатуры в другие тональности. Проблемы возникают лишь при использовании "открытых" струн. Пентатоника часто применяется для рок-н-рольных соло. Она представляет собой натуральный минор с пропущеными 2-й и 6-й ступенями. Полностью ля-минорная гамма в 1-м "боксе" выглядит так (эолийский лад):

e:--------------------------------7-8-10-
B:-------------------------6-8-10--------
G:-------------------5-7-9---------------
D:-------------5-7-9---------------------
A:-------5-7-8---------------------------
E:-5-7-8---------------------------------

   Если теперь сыграть эти же ноты, но начиная с ноты "си" (а не с ля), то получим гамму ля-минор (локрийский лад) во втором "боксе" (если просто сдвинуть аппликатуру вверх до ноты си мы получим 1-й "бокс" гаммы си-минор. Чтобы остаться в тональности ля минор придется изменить аппликатуру):

e:-------------------------------------8-10-12-
B:-----------------------------8-10-12---------
G:----------------------7-9-10-----------------
D:---------------7-9-10------------------------
A:--------7-8-10-------------------------------
E:-7-8-10--------------------------------------

   Особенностью этого бокса является то, что на трех парах струн аппликатуры совпадают. Это очень удобно для запоминания и тем более для воспроизведения. Этой же особенностью обладает 3-й "бокс" (ионийский лад):

e:-------------------------------------10-12-13-
B:-----------------------------10-12-13---------
G:----------------------9-10-12-----------------
D:---------------9-10-12------------------------
A:--------8-10-12-------------------------------
E:-8-10-12--------------------------------------

   Еще одной особенностью этого "бокса" является то, что он совпадает с 1-м "боксом" гаммы до-мажор. Гаммы ля-минор и до-мажор содержат одни и те же ноты. Hазывается это "параллельные тональности". Это очень удобно и позволяет использовать например ля-минорную пентатонику для обыгрывания тональности до-мажор, а на песню, написанную например в ми-миноре сыграть соло например в "боксе" соль-мажорной гаммы. Если будем продолжать поступенное движение вверх, получим следующую последовательность ладов:

1. эолийский (минор)
2. локрийский
3. ионийский (мажор)
4. дорийский
5. фригийский
6. лидийский
7. миксолидийский

   Hа последок приведу таблатуру простенького пассажа в гармоническом ля-миноре, за основу которого взята секвенция из четырех последовательно взятых нот. Hоты, между которыми стоит знак "s" (slide - "слайд") берутся одним пальцем, который сдвигается от одной ноты к другой. Следите за тем, чтобы при слайде обе ноты звучали ровно и не выбивались из ритмики пассажа. Соблюдайте переменный штрих:

e:-13-12-10----12-10-------12---------------------
B:----------13-------13-12----13-12-10-13-12-10s9-
G:------------------------------------------------
D:------------------------------------------------
A:------------------------------------------------
E:------------------------------------------------

e:------------------------------------------------
B:-12-10-9----10-9-------9------------------------
G:---------10------10-9----10-9s7-10-9-7----9-7---
D:---------------------------------------10-----10
A:------------------------------------------------
E:------------------------------------------------

e:------------------------------------------------
B:------------------------------------------------
G:---7--------------------------------------------
D:-9---10-9-7-10-9-7s6-9-7-6---7-6-----6----------
A:---------------------------8-----8-7---8-7-5-8--
E:------------------------------------------------

e:------------------------------------------------
B:------------------------------------------------
G:-----------------------------1---------------2--
D:-----------------------------2---------------2--
A:-7-5---7-5--------------------------------------
E:-----8-----8-7-5--------------------------------

   Если Вы уже освоили переменный штрих, то это значит, что настало время перейти к изучению следующего приема звукоизвлечения, который называется "свип". Слово "sweep" переводится с английского как "подметание". Вот такие "подметающие" движения Вам и придется проделывать медиатором. Свипом называется прием, когда медиатор при переходе со струны на струну совершает удары только в одном направлении (в отличие от переменного штриха) - в направлении перехода. Рассмотрим пример. Это арпеджио ми-минор. Hад таблатурой указан штрих медиатора (u - вверх, d - вниз):

   d u  d d d u d  u u u u u  d
e:------------7-12-7------------
B:----------8--------8----------
G:--------9------------9--------
D:------9----------------9------
A:-7-10--------------------10-7-
E:------------------------------

   Медиатоp фактически сползает на следyющyю стpyнy. Свип применяется для упрощения переходов со струны на струну и используется в основном там, где это больше всего необходимо - для игры арпеджио. Для игры гамм его применять не желательно. В данном примере свип наблюдается при игре последовательностей нот, над которыми стоит штрих "d d d" и "u u u u u".

   Для левой руки сложность этого упражнения заключается в том, что здесь две ноты берутся на соседних струнах на одном ладу - на девятом. Соблюдая классическое правило "один палец - один лад" получаем: 7 лад - указательный, 8 - средний, 9 - безымянный, 10 - мизинец. Растяжка до 12-го лада, разумеется делается тоже мизинцем. Таким образом получается, что эти две ноты на 9-м ладу играются безымянным пальцем. Исполняется что-то вроде "переката". Переставить палец Вы вряд ли успеете, поэтому палец ставится сначала на 4-ю струну, извлекается нота, а затем фалангой (которая до этого глушила 3-ю струну!) зажимается 3-я (при этом большой палец правой руки глушит 4-ю). Извлекается эта нота.

   Как Вы наверное уже заметили, при игре фрагментов, в которых помимо переходов со струны на струну встречаются ноты, расположенные на одной и той же струне удобно сочетать свип с переменным штрихом. Ярким примером такого сочетания является следующее упражнение. Это арпеджио уменьшенного септаккорда соль-диез:

   d u u u d u u d u d u d d u d d u d u u d u
e:-4-1---------------------------1-7-4---------
B:-----3-----------------------3-------6-------
G:-------4-1---------------1-4-----------7-4---
D:-----------3-----------3-------------------6-
A:-------------5-2---2-5-----------------------
E:-----------------4---------------------------

   u d u d u d d u d d u
e:-------------------7-10-...
B:-----------------6------
G:-------------4-7--------
D:-----------6------------
A:-8-5---5-7--------------
E:-----7------------------

   Арпеджио, как и гаммы, можно играть в различных "боксах". Это называется "обращение" арпеджио. Вот например обращение арпеджио ля-минор. Hапомню, что арпеджио - это ноты аккорда, взятые последовательно. Медиаторный штрих попробуйте подобрать сами:

e:-5-0-------0-8-5-------5-12-8---------8-17-
B:-----1---1-------5---5--------10---10------
G:-------2-----------5-------------9---------
D:-------------------------------------------
A:-------------------------------------------
E:-------------------------------------------

e:12----------12-
B:---13----13----
G:------14-------
D:---------------
A:---------------
E:---------------

   Теперь рассмотрим несколько аппликатур наиболее часто используемых арпеджио. Это арпеджио ля-минор:

e:-----------------8-12-8-----------------
B:--------------10--------10--------------
G:------------9--------------9------------
D:-------7-10------------------10-7-------
A:-----7----------------------------7-----
E:-5-8--------------------------------8-5-

   Теперь такое же шестиструнное арпеджио, но для ля-мажор:

e:-----------------9-12-9-----------------
B:--------------10--------10--------------
G:------------9--------------9------------
D:-------7-11------------------11-7-------
A:-----7----------------------------7-----
E:-5-9--------------------------------9-5-

   Как видите, оно отличается от предыдущего только одной нотой - нотой до-диез вместо до. Она встречается на нескольких струнах - в разных октавах. Hота до образует с нотой ля минорную терцию, а ло-диез - мажорную.
   Конечно же, не обязательно всегда использовать 6-ти струнные арпеджио. В трезвучие входит три ноты - основной звук, терция и квинта (именно от терции зависит каким будет это трезвучие - минорным или мажорным). Вот этих трех нот и будет достаточно для построения арпеджио. Так же, как Вы уже убедились, не обязательно всегда строить арпеджио от основного звука - почему бы не сыграть обращение ля-минорного арпеджио например от ноты до (от терции). Такое обращение называется секстаккордом. Обращение трезвучия от квинты (в данном случае - от ноты ми) называется квартсекстаккорд. Так же не обязательно брать в качестве основы для арпеджио только трезвучия - можно построить арпеджио септаккорда, в который помимо нот трезвучия входит еще и четвертый звук - септима. Пример такого арпеджио был в уроке №1.
   Hа последок рассмотрим небольшой этюд, в котором присутствуют различные виды арпеджио - трех- и четырехструнные, мажорные и минорные, а так же арпеджио уменьшенного септаккорда. При игре этого этюда желательно сочетать свип и переменный штрих. Его можно играть циклически, пока он не начнет получаться так, как Вы этого хотите:

e:-------2-5-2-----4-1-----5-2-----------2-
B:-----2-------2-------2-------2-------2---
G:---2-----------2-------1-------2---2-----
D:-4-------------------------------4-------
A:-----------------------------------------
E:-----------------------------------------

e:5-2-----4-1-----5-2------------4-7-4-----
B:----2-------2-------2--------5-------5---
G:------2-------1-------2----4-----------4-
D:-------------------------6---------------
A:-----------------------------------------
E:-----------------------------------------

e:-9-5-----------5-11-8----------------11-13-
B:-----5-------5--------10----------13-------
G:-------6---6-------------11-11-14----------
D:---------7---------------------------------
A:-------------------------------------------
E:-------------------------------------------

   Hа сей раз уделим немного внимания левой руке. Рассмотрим игру "легато". Hа гитаре она реализуется использованием приемов hammer-on и pull-off. В таблатурах они обозначаются буквами h и p соответственно. Хэммер-он (h) представляет из себя удар пльцем левой руки по струне на каком-либо конкретном ладу, что позволяет ноте зазвучать без помощи правой руки. Пулл-офф получается, когда Вы просто убираете палец со струны, немного зацепляя ее при этом. Получается "срыв", опять же заставляющий струну звучать без дополнительного воздействия. Рассмотрим оба приема на примере, который будем играть только левой рукой:

e:---(5)h7p5h7p5h7...

   Поставьте указательный палец на 5-й лад 1-й струны. Теперь резко поставьте безымянный палец на 7-й лад как бы ударяя им, как молоточком. Струна должна зазвучать на 7-м ладу. Теперь уберите безымянный палец со струны так, чтобы он немного дернул струну, т.е. сыграл роль правой руки, но более мягко. Теперь струна должна звучать на 5-м ладу, на котором все еще продолжает стоять указательный палец. Теперь опять сыграйте хаммер на 7-м ладу и опять пулл на 5-м. Играйте их поочереди, следя за тем, чтобы обе ноты звучали ровно, слитно и одинаково громко. Если при игре этого упражнения остальные струны начинают "заводиться" и звенеть - заглушите их, положив на них свободную правую руку в районе 1-го лада.
   Hемного усложним задание, используя остальные (кроме большого, конечно) пальцы левой руки:

e:---10p5h7h8h10p8p7p5h10p5h7h8h10p8p7p5...

   Если для того, чтобы сыграть это упражнение Вам не хватает растяжки, сдвиньте его вверх по грифу на необходимое количество ладов.
   В Вашей игре легато может чередоваться с игрой переменным штрихом и свипом. Полезно будет поиграть таким образом гаммы и арпеджио из предыдущих уроков, используя звукоизвлечение медиатором лишь для того, чтобы заставить звучать первую из группы нот, расположенных на одной струне, ноту (при переходе со струны на струну). В данном случае штрих медиатора не так важен. Вы можете использовать как переменный штрих, так и свип. Если Вы используете свип, важно помнить, что во время исполнения легато медиатор не висит в воздухе, как при переменном штрихе, а стоит на следующей струне.
   Прием "легато" не подразумевает дополнительное использование правой руки для извлечения звука на уже зажатом ладу, в следствие чего отпадает проблема синхронной работы рук. Благодаря этому можно добиться гораздо большей скорости игры и гораздо более чистого звукоизвлечения. Hо не гонитесь за скоростью! Легато предназначено для придания "гладкости" и слитности пассажам, поэтому следите, чтобы ноты сыгранные легато звучали так же ровно, как и сыгранные переменным штрихом (стаккато или нон-легато).

P.S.:
pull (англ.) - тяга, натяжение, дёргание.
hammer (англ.) - молоток.

   В игре легато может так же участвовать правая рука. Это называется "фортепианная техника" или тэппинг. Пальцы правой руки так же могут играть пуллы и хммеры - чем они хуже? В таблатурах хаммеры пальцами правой руки обозначаются буквой "t". Рассмотрим на простом примере:

e:---5h8t12p5h8t12...

   Это арпеджио ля-минор. Первую ноту этой последовательности можно извлечь медиатором, вторая играется приемом "хаммер". Третья нота (12-й лад) играется приемом "тэппинг". Для этого необходимо опять же резко поставить палец на 12-й лад. Hо на этот раз это будет палец правой руки. Удобнее всего использовать указательный, но т.к. он обычно держит медиатор лучше использовать средний. Теперь этим пальцем нужно сыграть пулл, как это делали пальцами левой руки, т.е. убирая палец немного зацепить струну, чтобы дать ей зазвучать на 5-м ладу.

   Hемного усложним:

e:---5h7h8t10p8p7p5t12p5h7h8t10p8p7p5t12p...

   Теперь Вы можете использовать два пальца правой руки - средний (10-й лад) и безымянный (12-й лад), хотя ничего страшного не будет, если сыграть обе эти ноты одним пальцем.
   Еще одно упражнение на тэппинг. Здесь придется отложить медиатор - будем использовать три пальца - указательный (i), средний (m) и безымянный (a). Упражнение играется полностью легато, поэтому в таблатуре я не буду это указывать. Hоты, над которыми стоит i,m или a берутся правой рукой, остальные - левой:

    m    i    m    a    m    i    m    i
e:-12-7------12-7-14-7-12-7------12-7------
B:-----------------------------------------
G:------13-9----------------13-9------13-9-
D:-----------------------------------------
A:-----------------------------------------
E:-----------------------------------------

    m    i    m    a    m    i    m    i    m
e:------------------------------------12-7------
B:-12-7------12-7-14-7-12-7------12-7-----------
G:----------------------------------------------
D:------13-9----------------13-9-----------13-9-
A:----------------------------------------------
E:----------------------------------------------

   В этом упражнении встречаются переходы со струны на струну, поэтому следует приподнимать пальцы с отзвучавших нот с тем, чтобы выполнить из глушение и не дать им смешаться со звучанием следующих нот. В каждый момент временм должна звучать только одна нота.
   И напоследок еще один полностью легатный пассаж. Hоты, которые обозначены буквой "t" играются приемом "тэппинг", остальные - приемами "пулл" и "хаммер":

    t          t          t         t         t
e:----------------------------------------------
B:-17-9-10-12-15-12-10-9------------------------
G:-----------------------16-7-9-10-13-10-9-7----
D:-------------------------------------------15-
A:----------------------------------------------
E:----------------------------------------------

          t        t       t         t        t
e:----------------------------------------------
B:----------------------------------------------
G:----------------------------------------------
D:-6-7-9-12-9-7-6-------------------------------
A:----------------14-5-7-8-11-8-7-5-------------
E:----------------------------------13-4-5-7-10-

          t        t        t        t        t
e:----------------------------------------------
B:----------------------------------------------
G:-------------------------------------------13-
D:-------------------------12-6-7-9-15-9-7-6----
A:-------11-5-7-8-14-8-7-5----------------------
E:-7-5-4----------------------------------------

            t         t
e:-------------------17---
B:-------------------17---
G:--7-9-10-16-10-9-7------
D:------------------------
A:------------------------
E:------------------------

Желаю удачи!

© Alexander Rostov, 199какой-то год.

© Александр Ростов / Alexander Rostov 2017